Проблема кроссовок из морских отходов

Недавно появилась информация о том, что Adidas совместно с объединением Parley for the Oceans разработал обувь, изготовленную из морских рыболовных сетей.

The first shoe ever made using Parley Ocean Plastic. The gillnet used to create the adidas x Parley shoe was intercepted by Sea Shepherd during Operation Icefish, a record-breaking mission to protect sea life from illegal fishing in the Southern Pacific.


Пишут, что из выловленных из моря пластиков посредством экструзии получают нити, которые применяются в этих кроссовках. На изготовления верха ботинка уходит 16,5 ПЭТ-бутылок и 13 грамм пластика, полученного в результате переработки рыболовных сетей. Не густо, прямо скажем. Те сети, о которых в статье идет речь (gill nets — жаберные сети) — большие. Вполне очевидно, что это акция по привлечению внимания к проблеме, а не эффективная технология дешевого производства. Об этом говорит и то, что будет выпущено только 50 пар таких кроссовок, и все они будут разыграны в онлайн-конкурсе.

Казалось бы, ерунда. Ну какая реальная польза от того, кто будут переработаны 650 грамм (13 х 50) сетей и 825 (16,5 х 50) пластиковых бутылок. В океанах есть целые мусорные острова. Но польза, конечно, есть. Эта акция выполнит, как минимум, несколько задач.

  • О проблеме отходов в океане узнают новые люди. Интересно, сколько людей узнало или просто задумалось об опасности добычи нефти на арктическом шельфе после акции Гринпис на Приразломной, особенно учитывая широкую огласку этого события?
  • Возможно, появятся новые сторонники у Parley for the Oceans.
  • Adidas заработает пару очков как компания, которая заботится об окружающей среде. Информирование о том, что определенная компания предпринимает шаги для достижения устойчивого развития, может быть полезно для самой компании: так она наверняка сможет привлечь клиентов, которые хотели бы выбрать более ответственную компанию, но не могут из-за отсутствия информации. В этом отношении интересно, сколько людей выбирает косметику от компаний, которые не проводят испытания на животных? Такая косметика, обычно, дополнительно маркируется, поэтому такое исследование хотя бы теоретически можно провести. Опять же, интересно, какое количество людей сознательно бы выбирало косметику от компаний, проводящих испытания на животных, если бы эти люди знали о том, что из себя такие эксперименты представляют (варианты для поиска: «тест Драйза», «ЛД 50» и др.)? Вот вы, кстати, покупаете продукцию Procter & Gamble, Johnson & Johnson и Unilever?

Конечно, для полноценного и полномасштабного внедрения идей об ответственном отношении к окружающей среде таких акций недостаточно. Нужно планомерное информировании о возможных вариантах поведения и о реальных последствиях такого поведения. Просто взывать к совести с плакатов недостаточно. Нужна и государственная политика, и соответствующая активность государственных учреждений, общественных организаций, коммерческих компаний. Целью в долгосрочной перспективе должно стать придание раздельному сбору отходов, выбору экологичных повседневных товаров, оценке собственного воздействия на природу статуса общественно-принятого, «нормального». Кстати, с этой точки зрения роль таких компаний, как IKEA больше, чем может показаться на первый взгляд. Ведь они активно участвуют в формировании пространства вокруг той части общества, в которой человек оказывается в первую очередь — в семье. Именно с воспитания в семье и начинается выбор шаблонов поведения.

И еще одно «кстати», предполагающее чтение огромного количества материалов. Одежда, которая полностью или почти полностью состоит из переработанных материалов есть. Например, Columbia вот прям недавно представила туристическую куртку, ткань которой не только полностью изготовлена из переработанных материалов (примерно по 21 пластиковой бутылки в каждой куртке), но и не содержит ПФС (перфторированные соединения; они не разлагаются, поэтому распространяются по всей планете; в определенных концентрациях имеют гормонразрушающее действие, влияющее на репродуктивную и иммунную системы, а также потенциально канцерогенны), хотя обладает водоотталкивающими свойствами. Гринпис как раз совсем недавно проводил кампанию против использования ПФС. К тому же эта куртка не окрашена, что позволяет дополнительно сохранить около 51 л воды на протяжении производственного процесса, не считая химикатов. Материалы изготовлены по стандартам bluesign® (решение для «састейнабильной» текстильной продукции). Даже доставка в магазины производится в одностенных картонных коробках (single-wall cartons), а не двустенных, чтобы уменьшить количество использованных материалов. Круто. Возможно, большая победа для всех.

Напоследок, запоминающийся срез общественного мнения без купюр. Комментарий (кстати, довольно мягкий по сравнению со многими другими) опубликован к видео с вопросом о том, следует ли прогревать машину перед поездкой зимой. Этого автора и многих аналогичных активно поддержали другие пользователи. С таким мнением об «экологиях» и надо работать.

warmup

,

Комментарии отключены. Высказаться можно, кликнув по иконке с письмом в верхней части страницы.