Современные экологические проблемы и устойчивое развитие. МГУ

На площадке openedu.ru осенью 2015 г. прошел курс «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие». Впервые его провели, судя по всему, в 2014 г. на площадке distant.msu.ru. Финальные испытания для получения сертификатов проводятся там и сейчас. Лекторы — Попова Людмила Владимировна (доктор педагогических наук, доцент, должность — ведущий научный сотрудник музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова) и Марфенин Николай Николаевич (доктор биологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, должность — профессор кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова).

Видимо, это такой первый блин, потому что он комом: проблем обнаружилось довольно много. Мне не понравилась форма подачи в виде срежиссированного диалога. Было видно, что у лекторов были заготовлены вопросы, которыми они направляли рассказ в нужное русло, но, в результате, это создавало нелогичные переходы между разными темами. Для того чтобы понять связи, приходилось изучать некоторые темы подробнее самостоятельно. Это занимало существенно больше времени, чем просто просмотр лекции. Я старался вести конспекты лекций (просто моторная память работает лучше), их из-за таких перескоков пришлось забросить, потому что на всё не хватало времени. Рассказ в обычной лекции была бы логичнее и связнее, а поэтому удобнее для восприятия.

Например, лекцию о водных ресурсах начали с краткого обсуждения круговорота воды и потом перешли к объему запасов. Но не обсудили, что такое вода — наверняка здесь есть не одно мнение: можно ли считать водой дистиллированную воду, которую можно использовать только в технических целях? Насколько влажной должна быть упомянутая «болотная жижа», чтобы она считалась водой, а не землей? И т.п. Или другой пример: в лекции о видах и источниках загрязнения окружающей среды приводили разные данные об объемах разных видов загрязнений. В актуальных данных я запутался: в лекции речь шла об одном объеме, а на слайде — о другом.

Еще одна проблема — отсутствие обратной связи. На некоторые вопросы на форумах, созданных и в рамках openedu.ru, и distant.msu.ru, ответы можно было получить, но это было скорее исключением из правил. Очень много организационных вопросов были оставлены без ответа. На 30.01 до сих пор непонятно, когда и как можно будет пройти финальные испытания для получения сертификата. Многие ссылки на дополнительные материалы не работали, не был отлажен алгоритм проверки самостоятельных работ.

Тем не менее, проведение этих лекций — отличная затея. Они проходят дистанционно; организует их именитый ВУЗ (на самом деле, я думаю, что его организовывает небольшая группа активистов из числа сотрудников или студентов); еще и бесплатно. Понятно, что для организации таких лекций нужно время большого количества людей, и многие проблемы наверняка связаны с его отсутствием.

После освоения материалов на openedu.ru было предложено переместиться на distant.msu.ru (перенос данных прошел не без проблем) для оплаты сертификатов, сдачи еще нескольких тестов, отправки данных для оформления сертификатов. Сертификатов доступно два: слушателя (1 000 руб.) и о повышении квалификации (5 500 руб.). К аттестации допускаются лица, набравшие более 58 баллов — на openedu.ru предусмотрены тесты по итогам каждой лекции и каждой темы.

Материалы, которые все-таки удалось скачать, доступны здесь. Конспект лекций, который я старался вести, здесь. Видеоматериалы на openedu.ru доступны тем, кто прошел курс, даже после его завершения. Кроме того, они выложены на сайте МГУ здесь.

Программа лекций:

1. Вводная лекция.
2. Основы общей экологии.
2.1. Основные экологические законы.
2.2. Биоценозы и экосистемы.
3. Проблема роста народонаселения мира.
3.1. Прогнозы и реальность изменения численности населения мира.
3.2. Факторы, определяющие рождаемость и смертность.
4. Обеспечение населения Земли продовольствием (доп. литература была, но не открылась).
4.1. Земельный фонд.
4.2. «Зеленая революция» и ее последствия.
4.3. Возможности мирового океана.
Семинар — эссе «Проблема продовольственного обеспечения человечества». Можно ли увеличить площади сельскохозяйственных угодий и за счет чего? Какие негативные последствия возрастания интенсивности сельскохозяйственного производства возможны?
5. Минеральные и водные ресурсы (доп. литература ок, кроме одного файла).
5.1. Минеральные ресурсы: классификация и потребление.
5.2. Минеральные ресурсы: добыча и вторичное использование.
5.3. Водные ресурсы: запасы, обеспеченность и потребление.
5.4. Водные ресурсы: Аральский кризис. Проекты переброски речных вод.
5.5. Доп. лекция.
6. Энергетические ресурсы.
6.1. Энергетический кризис.
6.2. Уроки энергетического кризиса.
7. Климатические изменения. Причины изменения климата и глобальное потепление климата.
Семинар — эссе «Климатические изменения и способы снижения выбросов парниковых газов». Могут ли в настоящее время тропические болезни распространяться на людей, живущих в умеренных широтах? Какие первоочередные меры следует принимать для снижения выбросов парниковых газов? В чем проявляются последствия изменения климата для России: экологические и экономические?
8. Экологические особенности получения электроэнергии различными способами.
8.1. Традиционные способы получения электроэнергии.
8.2. Альтернативные источники электроэнергии.
9. Уроки Чернобыля. Научно-популярный фильм об аварии, экологии, атомной энергетике, доп. литература не открылись, фмл.
10. Загрязнение окружающей среды (доп. литература была, но не открылась).
10.1. Загрязнение окружающей среды и его негативный эффект.
10.2. Виды и источники загрязнения окружающей среды.
10.3. Последствия загрязнения воздуха, воды и почв.
Семинар — эссе «Загрязнение окружающей среды». Какие из наиболее распространенных видов загрязнений окружающей среды в повседневной жизни, по Вашему мнению, наиболее опасны? В чем заключается опасность захоронения твердых бытовых отходов? Какими способами можно не допускать или снижать загрязнение окружающей среды?
11. Экологическая политика (доп. литература была, но не открылась).
11.1. Экологическая политика.
11.2. Организационные и правовые аспекты.
11.3. Организации и влияние.
12. Международное сотрудничество и устойчивое развитие (доп. литература была, но не открылась).
12.1. Международные конвенции, организации и конференции.
12.2. Организации и конференции.
12.3. Концепция устойчивого развития.

,

Комментарии отключены. Высказаться можно, кликнув по иконке с письмом в верхней части страницы.