Sustainable development IKEA way

В российском разделе сайта Икеи устойчивому развитию посвящен отдельный раздел (общая информация о компании доступна здесь).

Мы планируем полностью перейти на возобновляемую электроэнергию. К 2020 году мы хотим производить ровно столько электричества, сколько потребляем в ходе своей работы, а также закупать всю древесину только из ответственных лесных хозяйств. Группа компаний ИКЕА и Благотворительный фонд ИКЕА также обязуются инвестировать до 1 млрд евро в меры по борьбе с изменением климата.

Подробнее об инициативах и целях в рамках устойчивого развития сказано в основных документах, выложенных в открытый доступ:

Информация дана на английском языке. Попробую в этих документах разобраться и привести тезисный перевод.

Стратегия устойчивого развития «Да — людям и планете» (21 страница)

В конце документа приведены определения терминов, которые используются в тексте. Очень и хорошо и очень важно, что они есть: без понимания значения терминов документа нельзя правильно понять и сам документ. Не всегда такой словарь приводят законодатели, не говоря уже о работодателях, так что 50 очков Пуффендую. С перевода определений и начну (на русский их перевести тоже важно, чтобы иметь возможность их правильно понять и передать, объяснить в России).

  • Aquaculture Stewardship Council (ASC). Better Cotton Initiative (BCI).
  • Brand Capital — ценность бренда — данные о восприятии бренда Икеа в соответствующем регионе, получаемые в результате исследования IKEA Brand Capital Survey.
  • Carbon emissions — углеродные выбросы — парниковый газ, который распространяет и испускает радиацию в тепловом инфракрасном диапазоне (газы с высокой прозрачностью в видимом диапазоне и с высоким поглощением в дальнем инфракрасном диапазоне — отсюда). В атмосфере Земли основными считаются водяной пар, углекислый газ, метан и озон. Основная причина глобального изменения климата.
  • Chain of custody — сертификация цепочки от производителя к потребителю (сертификация цепи поставок) — правовой термин, означающий подтверждение происхождения чего-либо на всем пути, включающем смену собственников, до конечного покупателя. Так, для древесины или вторсырья это может быть подтверждение происхождения и законного оформления всех этапов пути, включающего добычу или производство, обработку, распределение и т.п.
  • Climate positive at home — даже дома с заботой о климате (я еще подумаю над более изящным кратким переводом термина, ладно?) — дома, производящие электроэнергию для собственного потребления, энергоэффективные дома, осуществляющие выбросы в атмосферу в допустимых для планеты пределах (почти дословный перевод; видимо речь идет о состоянии дома не как здания, а как жилища, т.е. квартиры в том числе, которое соответствует одному из перечисленных признаков). ИКЕА позволяет покупателям приблизиться к состоянию «climate positive», предоставляя решения для снижения энергопотребления, увеличения степени использования электроэнергии из возобновляемых источников. К таким решениям относятся системы тепловых насосов (heat pumps), солнечные панели (solar PVs), индукционные варочные поверхности (induction hobs), счетчики электроэнергии (energy meters) и т.д.
  • Climate positive — с заботой о климате (аналогично) — меньшее общее количество вредных выбросов при использовании товаров Икеа по сравнению с тем, какое было произведено на всем цикле создания товара (то есть суммарное количество выбросов при использовании меньше, чем было произведено при создании; как-то так). И заодно способствование скорейшему внедрению экологически чистых технологий.
  • Closed material loops — замкнутая цепь использования материалов (сырья, ресурсов; подробнее можно найти по запросу «closed-loop material cycle») — использование в качестве ресурсов вторсырья с целью уменьшения вредного воздействия на окружающую среду и использования первичного сырья (virgin material). О замкнутой цепи в полном смысле этого термина говорят о Земле в целом, остальные системы к нему могут быть близки.
  • Consumers — покупатели (потребители) — люди, живущие на территории охвата магазина Икеа. Термин используется в исследовании Brand Capital.
  • Critical materials and processes — критичные (решающие, существенные) материалы и процессы — такие материалы и процессы, которые имеют особенное значение с точки зрения устойчивого развития. К ним относятся хлопок, кожа, дерево, пух, перья, пальмовое масло, натуральные волокна и растения.
  • Decent work — достойный труд (условия труда) — термин, введенный ILO (МОТ — Международная организация труда), и основанный на представлении о том, что труд — это источник личностного достоинства, семейной стабильности, общественного порядка и экономического роста (о значении достойных условий труда для человека и общества можно почитать на сайте ILO; технически же речь идет о выполнении определенных условий работодателем).
  • Democratic Design — «демократичный» (народный?) дизайн — такой дизайн, который позволяет удовлетворить потребности и желания людей. Демократичный дизайн вещей в понимании Икеа имеет пять граней:
    • качественный дизайн сам по себе (с эстетической точки зрения);
    • функциональность;
    • высокое качество;
    • доступная цена;
    • «састейнабильность» (соответствие требованиям устойчивого развития с точки зрения воздействия на окружающую среду и условий труда при производстве).
  • Diversity and Inclusion — разнообразие и включение — видимо, речь идет о таких условиях труда, в которых все сотрудники Икеа, несмотря на различия между собой, могли чувствовать себя частью целого, быть включенными в работу в атмосфере уважения и доверия.
  • Forest positive — с заботой о лесных ресурсах — Икеа преданна идее популяризации и развития ответственного («састейнабильного» того самого) лесопользования, причем не только в рамках собственного потребления. Действия Икеа направлены на защиту биоразнообразия, поддержку баланса между вырубкой и посадкой лесов.
  • Forestry requirements — …

Теперь к основному тексту.

Мир вокруг нас меняется стремительно

Изменение климата — реальность. Глобальная средняя температура поднимется на 4 градуса к концу 21 века, если не будут предприняты никакие меры (к слову, Парижское соглашение поставило целью не допустить рост этой температуры более, чем на 2 градуса по сравнению с доиндустриальным периодом). Рост объемов экономики негативно сказывается на окружающей среде и людях. Каждый пятый все еще находится за чертой бедности, около 100 млн человек покинули дома для поиска работы. Общество использует природные ресурсы в таких темпах, которые требуют полторы планеты (этой формулировке дано пояснение в источнике этой фразы — 2010 Living Planet Report: планете требуется полтора года, чтобы восполнить ресурсы, использованные человеком за год). При нынешних темпах и манере потребления в ближайшее время экологическая обстановка продолжит необратимо ухудшаться. Чтобы этого не произошло, нужно обратиться к устойчивому развитию. Оно будет проявляться в уважении прав людей, использовании возобновляемых источников энергии, переработке отходов, что позволит сохранить лесные и водные ресурсы. В качестве примера приводятся внедрение умных систем управления домашним электричеством, установка солнечных панелей, использование энергосберегающих ламп (надо узнать про технологию производства таких ламп).

Немного цифр к 2020 году:

  • ИКЕА планирует принимать около 1,5 млрд посетителей в год в 500 магазинах по всему миру;
  • ИКЕА станет местом работы для более, чем 200 тыс. работников;
  • оборот компании составит 40-50 млрд евро в год;
  • вдвое увеличится потребление дерева и выбросы углерода (до 50-60 млн тонн на всем производственном цикле), если не будет изменен подход.

ИКЕА ставит своей целью не снижение негативного воздействия на людей и природу, а положительное воздействие. Путь к этой цели складывается из многих шагов — и больших, и маленьких («It means taking many steps, both large and small» — видимо, подразумевается, что это должны быть не только большие шаги, предпринимаемые целой компанией, но и менее заметные, предпринимаемые отдельными людьми).

Представление об устойчивом развитии базируется на предвидении (видении/мечте) и принципах ведения бизнеса ИКЕА

Основополагающая идея — это мечта об улучшении повседневной жизни многих людей. То, что хорошо для людей, в долгосрочной перспективе хорошо и для компании. Принцип ведения бизнеса ИКЕА состоит в сочетании формы, функции, качества с устойчивым развитием (термин «sustainability» сложно кратко перевести на русский — не хватает нужного слова; думаю, в него одновременно вкладывается смысл заботы и об окружающей среде, и о качестве жизни нынешних и будущих людей) по такой цене, которая будет доступна максимально большому количеству людей. Более высокое качество жизни в собственном доме означает более высокое качество жизни в целом. ИКЕА осознает и свою ответственность при создании элементов этого дома, то есть тех товаров, которые производит и продает компания.

«Устойчивость развития» (састейнабильность, пусть уже дальше так и будет для краткости) означает экологическое (природное), экономическое и социальное благополучие сегодня и завтра. Основополагающий принцип экономного использования ресурсов выражается в стремлении производить больше из меньшего.

В 2000 году был разработан IWAY — кодекс поведения для поставщиков. Его положительное влияние на окружающую среду и социальную обстановку выразилось в следующем:

  • защита прав детей (борьба с незаконным детским трудом и поощрение труда детей, осуществляемого в рамках закона и по их собственному желанию);
  • использование возобновляемой энергии (в 2013 году треть использованной энергии составила энергия из возобновляемых источников; на сегодняшний день (видимо, на 2013 год) Икеей установлено 550 000 солнечных панелей (фотовольтаических — photovoltaic) в 9 странах, 96 ветряков в 7 странах; 82% тепла получено в результате переработки биоотходов (сжигание биометана?); по сравнению с 2010 годом энергоэффективность магазинов улучшилась на 8%, а дистрибьюторских центров (склад без магазина, видимо) — на 9% — измерения произведены из расчета кВт/ч на м³ проданных товаров);
  • снижено использование опасных химикатов (отказались от использования ПВХ (кроме электрокабелей), отбеливателей (optical brighteners) в тканях, ламп накаливания);
  • менее 15% отходов, производимых магазинами, складируются на свалках.

Разбираюсь пока, зайдите позже. Вообще надо будет более связно это все сформулировать.

,

Комментарии отключены. Высказаться можно, кликнув по иконке с письмом в верхней части страницы.